Пятница, 7 октября, 2022

Победа над Солнцем

Автор — Ольга Леснюк

7 апреля 2022 года пройдёт реконструкция первой русской футуристической оперы в театре Стаса Намина. Опера уже ставилась в театре в 2015 и 2020 годах. Реконструкция проходит в содружестве с Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург).

М. Матюшин, К. Малевич, А. Кручёных

Впервые идея оперы была озвучена на Первом съезде футуристов летом 1913 года в посёлке Усикирко под Петербургом на даче М.В. Матюшина. Приняло участие в этом съезде всего три человека: сам Михаил Матюшин,  Казимир Малевич и Алексей Кручёных. Вместе они решили создать новый театр «Будетлянин», призванный перевернуть виденье традиционного театра.

Футуристы принялись за работу: Михаил Матюшин отвечал за музыкальное сопровождение, Алексей Кручёных – за текст, а Казимир Малевич рисовал эскизы декораций и костюмов. В создании оперы принял участие и Велимир Хлебников, подаривший «Победе над Солнцем» пролог на «зауми». За несколько месяцев они создали первую в России кубо-футуристическую оперу.

Постановка оперы в театре Стаса Намина

Сюжет повествует о том, как люди будущего (будетляне) пленяют Солнце и побеждают его. Тем самым показывается противостояние новых людей и старого порядка, и, в итоге, «победа техники над космическими силами и биологизмом», по словам Кручёных. В финале оперы происходит настоящая катастрофа – окончательное падение старого мира.

Костюмы и декорации были выполнены в стиле картин Малевича: кубы, треугольники, круги, меняющие анатомию. Именно в процессе создания декораций художник пришёл к своему знаменитому «Чёрному квадрату», символизирующему в опере Солнце, повреждённое будетлянами.

Эскизы костюмов Казимира Малевича

Малевич в статье Театр (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектакля: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю и в небо. Мы открыли новую дорогу театру…» Однако постановок  «Победы над Солнцем» было всего лишь две: 1913-го года в Санкт-Петербурге и 1920-го в Витибске: общество ещё не было готово к такому новаторству.

В 1980-х мир вспомнил об этой опере, её принялись реконструировать. Даже показывали за границей (в Вене и Лондоне). И теперь «Победу над Солнцем» можно увидеть в театре Стаса Намина, на данный момент это единственный театр, который продолжает показывать это значимое произведение русских футуристов. Постановщиком выступил Стас Намин, а режиссёром – Арман Хачатрян. В музыкальном сопровождении использовали звук Михаила Матюшина в интерпретации  Александра Слизунова. Реконструкцией костюмов по эскизам Казимира Малевича занялась Государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге.

«Победа над Солнцем», афиша

В постановке есть незначительные отличия от оригинала. Например, использовались новые технологии: теперь чёрный квадрат в конце – проекция на стену, а не бумажная декорация; хоть за основу и была взята музыка Матюшина, всё-таки в интерпретации Александра Слизунова есть различия в звучании из-за электронной обработки. Некоторые песни, звучащие лишь один раз в оригинале, в постановке используются дважды (песня Забияки). Но, несмотря на это, данная реконструкция позволяет зрителям наиболее полно увидеть, какой была опера футуристов.

Хорошо, что такое значимое произведение российского авангарда до сих пор не забыто, несмотря на то, что прошло уже более 100 лет со дня первой постановки «Победы над Солнцем». Хотя до реконструкции остаётся ещё два месяца, и на территории театра действует режим COVID-FREE (то есть, вход возможен только по QR-коду), большая часть билетов уже раскуплена (при стоимости портера в 1800 руб). Конечно, хотелось бы, чтобы оперу ставили и другие театры, и молодое поколение увидело воочию главное произведение русского футуризма.

Related Articles

spot_img

Latest Articles

spot_img
123 Custom HTML