Воскресенье, 1 октября, 2023

Что происходит с кинотеатрами? Тренды, история

Автор — Анастасия Кукнерик

Не так давно клубы и кинотеатры собирали большую аудиторию на показы фильмов на маленьких экранах кинескопных телевизоров. Кино было новинкой, поэтому сходить на него стремились многие. И не важно, что увидеть что-либо с последнего ряда было очень и очень затруднительно. С появлением массового телевидения, кинотеатры, чтобы сохранить аудиторию, были вынуждены предлагать большее. Так появились 3D и огромные экраны. Но и этого оказалось недостаточно. Люди стали предпочитать смотреть фильмы дома, причём у них возник легальный способ делать это.

Феномен Netflix, история всемирно известного сервиса.

Сервис видео-стриминга Netflix возник в 1997 как сайт по прокату DVD-дисков по почте. Одной из проблем компании был низкий процент использования DVD в тот период. Однако было очевидно, что габаритные кассеты рано или поздно все равно уступят компактным дискам. Создателям Netflix достаточно было применить рекламу, устроить несколько акций (розыгрыш поездки в Лос-Анджелес, бесплатный прокат дисков для покупателей Toshiba) и компания начала быстрый рост. В 1999 году возникла идея месячной «подписки», в рамках которой пользователи могли брать 4 DVD в месяц за 15$, при этом исчезали ограничения по времени использования дисков: пользователи могли оставлять DVD у себя на любой срок.

В 2000-ые годы интернет стал позволять смотреть видео напрямую в сети. В этих условиях компания могла разориться, но вновь предугадала тенденцию и запустила аналогичный сервис у себя на сайте. В сочетании с системой рекомендации фильмов Cinematch это позволило Netflix расти на фоне падения спроса на DVD. Бизнес-модель «long tail», которая дает возможность смотреть не только популярные фильмы, но и эксклюзивные ленты позволила Netflix успешно обойти конкурентов. В 2010-ые Netflix выходит на мировой рынок. Кроме того, компания начинает заниматься и кинопроизводством, приобретает права на экранизации. Многие проекты Netflix обретают огромную популярность, в том числе в России. Это «Игра в Кальмара», «Ривердейл» и другие.

На этом фоне кинотеатры перестали выдерживать соревнования с вариантом просмотра фильмов дома. Частота посещений кинотеатров в Америке падает с большой скоростью. Уже в 2011 году Netflix отвечает за 30% всего интернет-трафика по вечерам, а это миллионы зрителей, оставшихся дома.

А что в России?

Опрос, проведенный ВЦИОМ в 2017 году показал, что тренд на отказ от кинотеатров в России на тот момент отсутствовал. Оказалось, что аудитория кинотеатров в России растет, равно как и частота посещений сеансов. В 2008 году несколько раз в месяц в кинотеатры ходили 5% россиян, в 2011 — 6%, а в 2017 уже 12%. Количество россиян, посещающих кинотеатры несколько раз в год, также увеличилось, на 6%. Это тенденция могла быть нарушена пандемией COVID, которая усложнила посещение кинотеатров. Тем не менее, можно предположить, что вытеснение кинотеатров с рынка киноиндустрии пока не грозит.

Более того, кинотеатры спокойно ставят условия авторам фильмов. В конце 2021 года крупнейшие киносети России не взяли в прокат фильм «Ёлки-8», потому создатели предусмотрели окно между премьерой в кинотеатрах и премьерой в онлайн-кинотеатре IVI в 2 недели. Кинотеатры посчитали, что это лишит их прибыли и выдвинули ультиматум, что брать не будут брать в прокат «ничего, где нет окна в 8 недель» между показом в кинотеатрах и показом онлайн. Однако опасения эти связаны не столько с тем, что онлайн-кинотеатр украдёт трафик, сколько с тем, что сразу после онлайн-премьеры кинолента станет доступна в интернете бесплатно благодаря «пиратам».

В целом, онлайн-кинотеатры в России все же развиты. Считается что первое место по популярности в России занимает «Ivi», затем идёт «Кинопоиск HD», а замыкает тройку кинотеатр «Okko». Netflix претендует лишь на четвертое место. Это связано с тем, что не все популярные сериалы Netflix, имеют локализацию на русском языке и их российские пользователи, не владеющие иностранным языком, предпочитают смотреть в «пиратских источниках». В то время как за просмотр сериалов на русском языке, многие пользователи уже готовы платить.

Онлайн-кинотеатры конкурируют между собой, а «живые» кинотеатры пока остаются неплохим местом проведения досуга, тем более в них многие фильмы выходят раньше. Таким образом, в России онлайн-кинотеатры пока не могут вытеснить кинотеатры «классические». Но что будет в будущем никто предсказать не может.

Related Articles

spot_img

Latest Articles

spot_img
123 Custom HTML