Национальный Контроль.

В кризисе экономика ожидает перемен

Бизнес
В кризисе экономика ожидает перемен

Фото: shutterstock.com

2015 год оказался очень сложным для экономики России. Ряд аналитиков указывают на продолжающееся падение цен на нефть. Одни эксперты полагают, что кризис в экономике России продолжится
и в 2016 году.

Другие, признавая наличие серьезных проблем
в финансовом, экономическом и промышленном секторах, выражают убежденность в том, что в сложившихся условиях правительство сможет разработать и реализовать комплексные меры по оздоровлению экономики страны. Причем основным локомотивом развития промышленности и экономики называется господдержка оборонно-промышленного комплекса, а также ставка на импортозамещение.
АНТОН СИЛУАНОВАнтон Силуанов
министр финансов России
Дефицит бюджета оказался выше планов
Бюджет­2015 был непростой, год сложился в условиях сокращения доходов бюджета в связи с изменением внешнеэкономической конъюнктуры. Тем не менее основные параметры мы выдержали. Хочу сказать, что дефицит бюджета сложился ниже, чем мы изначально планировали. План был чуть более 3%, мы исполним бюджет с дефицитом в размере 2,8­2,9% ВВП. Это лучше, мы сможем в результате потратить меньше резервов. Объем траты наших резервов составит около 2,6 трлн рублей.
Хочу сказать, что 2016 год будет действительно непростым. Последнее изменение прогноза говорит о том, что мы можем видеть более низкие цены на наши основные товары экспорта.
Министерство финансов и правительство подготовили меры реагирования на ухудшение ситуации в экономике в 2016 году как из­за внутренних, так и внешних факторов. Минфин оценивает средние цены на нефть в 2016 году на уровне $40 за баррель.
Правительство будет поддерживать ключевые отрасли экономики РФ, что позволит обеспечить рост отдельных направлений, а также сократить темпы падения отраслей, которые в 2015 году чувствовали себя не так хорошо, как было пару лет назад.

Эльвира НабиуллинаЭльвира Набиуллина
председатель Банка России
«Острая фаза кризиса миновала»

В конце 2014 года Центробанк России не только повысил ключевую ставку, потому что только повышение ставки вряд ли позволило бы стабилизировать ситуацию и снизить инфляционные и девальвационные риски. Повышение ставки было сделано одновременно с решением отпустить валютный курс в свободное плавание. Кроме того, были приняты и другие вспомогательные меры: мы ввели инструменты валютного рефинансирования, чтобы смягчить негативное воздействие принятых решений на банки, временно смягчили регулирование банковской системы, вводился и мониторинг продаж валютной выручки экспортеров. Именно комплекс этих мер и позволил стабилизировать ситуацию. В течение 2015 года ключевая ставка постепенно снижалась. Сейчас она составляет 11%.
Нынешняя ситуация принципиально отличается от ситуации 2014 года. В прошлом году было мощнейшее сочетание нескольких шоков: падение цен на нефть, финансовые санкции, на декабрь приходился пик выплат по внешним долгам. Ни одного из этих трех факторов в таком масштабе сейчас нет.
Никакого кризиса в банковской системе нет. Система, как и вся экономика, переживает непростые времена, но она показала быструю способность адаптироваться к нынешним условиям. Важно и то, что банки очень тщательно начали подбирать заемщиков, что важно для стимулирования всей
экономики.
ГутеневВладимир Гутенев
депутат Государственной думы, первый заместитель председателя
комитета Госдумы по промышленности
«Промышленность готова откликнуться
на поддержку государства»

Эффективность исполнительной власти недостаточна. Например, предприятиям малого и среднего бизнеса, которые имеют небольшие активы, затруднительно обеспечивать залоговую базу для получения кредитов. Для них было создано Агентство кредитных гарантий, которому было выделено 50 млрд рублей. Кроме того, с августа 2013 года гарантийная поддержка субъектов предпринимательства осуществлялась через МСП Банк. На это было выделено также 40 млрд рублей. На начало 2015 года по всей стране этими организациями было предоставлено
87 гарантий, фактически по одной на регион. МСП Банк предоставил 17 гарантий на 1,9 млрд рублей, Агентство кредитных гарантий выдало малым и средним предприятиям 70 гарантий на сумму 668 млн
рублей.
Таким образом реализована поддержка Агентством кредитных гарантий менее чем на 1,5% от объемов, которые государство дало возможность направлять на эти очень важные цели. МСП Банк – менее 5%.
Феноменальная ситуация: ресурсы есть, и немалые – почти 100 млрд рублей, но они фактически не используются.
Наша промышленность готова откликнуться на поддержку государства. Крупный бизнес, госкорпорации получают довольно серьезные субсидии, и благодаря этому растет ОПК, авиапром, на 11% выросло судостроение… Однако малый и средний бизнес находится в более уязвимой
ситуации.
Основная задача – это, с одной стороны, гражданский контроль за действиями исполнительной власти. Например, Общероссийский народный фронт достаточно активно работает в проекте «За честные закупки».
Вторая очень важная составляющая – экспертное сообщество и его рекомендации по ключевым вопросам – выработка стратегий: фискальной, миграционной, образовательной политики.
ДмитриеваОксана Дмитриева
депутат Государственной думы РФ
«Самое главное для страны –
это выход из кризиса»

   Самое главное для страны – выход из кризиса. Кризис очень серьезный, начался он с февраля 2015 года, спад по ВВП, спад промышленного производства, самый сильный спад в обрабатывающей промышленности, традиционно сильный спад в машиностроении, приборостроении.
Какие должны быть предприняты меры? Первое – налоговое стимулирование. Причем стимулирование не может быть ручное. Нужно восстанавливать инвестиционную льготу по налогу на прибыль.
Второе. При такой политике ЦБ никакого экономического роста не будет. Более того, главная причина кризиса – это именно политика ЦБ и увеличение ключевой ставки до 17%, что вызвало невозможность пополнения оборотных средств и паралич экономики в конце 2014­го – начале 2015 года. Необходимо снижение ключевой ставки.
Кроме того, должна быть снижена кредитная ставка, а также введен жесткий контроль за банковской маржой.
Увеличение социальных расходов с точки зрения бюджетной эффективности – это намного более эффективное вложение средств и с социальной точки зрения, и с точки зрения стимулирования экономического роста, чем что­либо другое, поскольку эти средства целевым образом доходят до потребителя, до бюджетополучателя, и все­таки пускаются в экономику, гораздо лучше, чем якобы инвестиционные деньги, которые по длинной цепочке идут в банковскую систему и там содержатся
на депозитах.
Бабкин.jpgКонстантин Бабкин
президент Промышленного союза «Новое содружество»
«Экономический курс страны пора менять»

Наступивший, 2016­й – юбилейный год: 25 лет в нашей стране доминирует курс, заложенный еще Гайдаром и Ельциным. Этот курс включает в себя отрицание необходимости промышленной политики и планирования. Главные ценности – рейтинги, деньги, а не труд и не человек труда.
Этот курс можно назвать оторванным от реальности, от реальных интересов страны. Эта мысль становится всё более очевидной в современных политических условиях.
Оторванный от реальности курс плодит бедность людей и в целом страны, замораживает технологическое отставание. Это ведет к слабой обороноспособности, к невозможности защитить себя, своих союзников, и в современном мире мы видим массу примеров, насколько эта слабость может быть опасной.
Экономический курс нужно менять. Стержнем экономической политики должно стать создание производства в несырьевых секторах. Сюда нужно включить низкие налоги, дешевые ресурсы, адекватную денежно­кредитную политику, поддержку наших товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, поддержку науки и образования, их ориентированность на потребности производства и много других вещей.
БузгалинАлександр Бузгалин
директор Института социоэкономики Московского финансово-
юридического университета, профессор экономического
факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
«Бизнес не патриотичен. Но бизнесмен может быть патриотичным»

В России насчитывается порядка 22 млн человек, живущих на доходы менее 10 тысяч рублей в месяц. Насколько им близки проблемы увеличенного налогообложения для тех, кто получает несколько миллионов рублей в день личных доходов? Они задают вопрос: насколько ты сократил свое личное потребление для того, чтобы решить сложную ситуацию с инвестициями? Я ни разу от бизнесменов этой озабоченности не слышал, за очень небольшим исключением...
Бизнес, если это предприниматель, который ориентирован на прибыль в качестве высшей цели деятельности своей корпорации, малой, средней и крупной, в принципе не патриотичен. Бизнесу никто не мешает. Если предпринимателю выгодно уехать за границу со своими деньгами, то он едет. А если выгодно уехать в оффшор, то он уедет в офф­шор. Если этот бизнесмен относится равнодушно к тому, в какой стране делать бизнес.
Но человек, который осуществляет бизнес, вопреки логике бизнеса может быть патриотичен. Такой бизнесмен хочет, чтобы его страна жила и он жил вместе с ней, для него это важнее, чем норма прибыли. Собственник или топ­менеджер может делать что­то вопреки экономическому расчету, исходя из своих патриотических соображений. Например, значительную долю прибыли такой предприниматель использует не на инвестиции или покупку яхты, а на решение проблем страны в той или иной степени.
Третья ситуация, когда государственные органы через систему налогов и других методов заставляют бизнес делать то, что ему невыгодно, но выгодно стране.


Назад к новостям

Материалы дня

Новая команда ФЦЦС: формат диалога Новая команда ФЦЦС: формат диалога

Завершающий день работы семинара ФАУ «ФЦЦС» был полностью посвящён практическому применению государс...

Нефтегазовая синергия Нефтегазовая синергия

21 апреля завершилась работа 16-й международной выставки «Нефтегаз-2016» и II Национального Нефтегаз...

«ЭЛСИБ»: Генерируя качество, расширяя географию партнеров «ЭЛСИБ»: Генерируя качество, расширяя географию партнеров

Чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил. Это только на первый взгляд парадоксальное утве...

Семинар ФАУ «ФЦЦС»: первые итоги Семинар ФАУ «ФЦЦС»: первые итоги

В Москве начал работу семинар «Основные направления реформирования системы ценообразования и сметног...