Национальный Контроль.

Иеромонах Герман: Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю

Православие
Иеромонах Герман: Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю

Фото: Мария Ракова

Беседа со священником и ученым

Сегодняшний гость «НК» – иеромонах Герман (Чекунов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, кандидат химических наук, доцент.

Отец Герман, расскажите о вашем монастыре.

Наш мужской ставропигиальный монастырь основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 году. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 году.

А в настоящее время, когда монастырь получил новую жизнь?

Новую жизнь он получил при покойном митрополите Питириме, который был в нем первым настоятелем после открытия. Это был конец прошлого уже века. В 1989 году обитель передана Русской Православной церкви. В отличие от многих других обителей на момент возвращения Церкви монастырь находился в достаточно хорошем состоянии. Здесь была сельскохозяйственная община, потом был детдом, потом школа. Сохранились даже фрески в более-менее приличном состоянии, сейчас они восстанавливаются. С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Ставропигиальный означает, что настоятелем является сам Патриарх, а текущее управление осуществляет наместник – архимандрит Сергий. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

Сколько сейчас братии?

Человек двенадцать. Ну и еще послушники, трудники.

Совсем немного. И при этом известно, что вы помогаете детским домам, школам…

Мы осуществляем постоянное духовное окормление двух приютов для детей из трудных семей. И разовую помощь оказываем. У нас хороший контакт со средней школой, которая раньше была в здании, которое мы сейчас занимаем. Вещи собираем для нуждающихся. Конечно, это не сравнить с той помощью, которую наш монастырь в далеком прошлом оказывал голодающему народу, когда за стол садилось по семьсот человек, когда помогали покупать сельхозоборудование для крестьян.

Кто финансирует реставрационные работы?

Реставрация монастыря идет в основном за счет государства. Губернатор Московской области является председателем нашего попечительского совета.

На территории есть небольшое хозяйство. Оно достаточное для того, чтобы прокормить братию?

Нет, но овощами мы себя обеспечиваем. Есть коровник, так что свои молоко и творог.

А чем знаменит основатель монастыря — преподобный Иосиф?

Совсем недавно мы отмечали 500-летие со дня кончины преподобного. Чем знаменит преподобный Иосиф Волоцкий? Преподобный Иосиф Волоцкий занимает особое место в ряду богословов Древней Руси. Главное сочинение его — «Просветитель», писавшееся долгие годы, едва ли не первое обширное фундаментальное богословское сочинение на Руси, настоящая богословская энциклопедия своего времени. Иосифов монастырь активно служил миру: в монастыре существовали особые покои для нищих, больница. Сам преподобный Иосиф Волоцкий ухаживал за больными и учил этому братию. Это был крупнейший монастырь, из которого вышли 28 архиереев, некоторые из которых причислены к лику святых.

Большое значение преподобный Иосиф сыграл в преодолении так называемой «ереси жидовствующих». В конце ХV – начале XVI века Русь постигла смута. Появился на Руси образованнейший человек по имени Схария (Захария). Он являлся внуком итальянца, венецианского купца. На юге России были их фактории. И оставались еще следы влияния завершившего свою историю в Х веке царства Хазарии, официальной религией которого был иудаизм. Матерью Схарии была черкесская княжна. Схария был чернокнижник, высокообразованный человек. Он познакомился с Федором Курицыным, который занимал должность фактически министра иностранных дел. Схария увлек его оккультизмом, который стал очень быстро распространяться в России. Потому что очень интересно: что же там, по другую сторону мира? Развитие оккультизма сопровождалось отходом от христианства. Весь Новгород был этим отступничеством поражен; новгородский архиепископ Геннадий и начал с ним борьбу, указывая на то, что распространение угрожает самому существованию Российского государства. Борьба эта была очень тяжелой; ересь проникла в верхушку российского общества того времени, в правящие круги. Среди духовенства также были последователи этой ереси, в частности настоятели крупнейших соборов – Успенского и Архангельского. Сам Иоанн III этим идеям очень симпатизировал. И вот Иосиф Волоцкий очень много сил своих положил сопротивлению этим процессам.

Наша история прошлого века вызывает очень противоречивые оценки. Что вы об этом думаете?

События, выпавшие на долю России и нашего народа в прошлом веке, были сами по себе очень противоречивыми и порой тяжелыми. И давать им исторические оценки, используя категоричные высказывания, было бы неправильно. Роль каждого исторического деятеля необходимо рассматривать с разных позиций, в том числе в контексте и внешнемировых политических моментов и целей в масштабах нашего государства.

Как вы считаете, тот период истории России, в который мы живем - это оттепель?

«Оттепель» была при Хрущеве. Давайте без оттепели теперь жить. Помните у Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» – и вот мы сейчас в эти роковые минуты и живем. Происходит очень интенсивное изменение сознания народа. Тридцать лет назад, когда была объявлена перестройка – чего только не происходило! «Народные защитники» в клетчатых пиджаках бегали, бедненький академик Сахаров выступал, боролся «за демократию»… Великий ученый, зачем он этим занялся? Его просто использовали, и он по своей наивности, по своей честности, по своей порядочности глубокой, потому что всем нам в то время, конечно, надоел коммунистический режим с его враньем. Но разве сейчас вранья меньше? А та либеральная клика, которая пришла к власти в девяностые, и развалила государство напрочь. Ведь мы все либералы в том смысле, что хотим свободы, защиты прав человека не меньше, чем они. Но мы хотим, чтобы было государство, а они нет. И поэтому либерал сейчас стало слово оскорбительное. Потому что мы помним Гайдара, помним Чубайса, Явлинского, который обещал за 500 дней Россию преобразовать и сейчас у него хватает смелости выбираться куда-то. Такой либерализм – страшная беда России. То же самое и западничество. На Западе ведь есть чему поучиться. Но нужно не забывать при этом, что у нас своя, совершенно уникальная цивилизация, нам есть чем гордиться. Вспомните письмо Пушкина к Чаадаеву: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал».

Какое из последних исторических событий вы считаете наиболее значимым?

Совершилось недавно событие величайшего духовного значения, которое позволяет надеяться на будущее нашей Родины – это воссоединение Крыма с Россией. Я был в Крыму – единодушная поддержка народа, радость от возвращения в Россию.

Патриарх Кирилл недавно подписал обращение о запрете абортов. Как вы это прокомментируете?

К вопросу о нравственности. У меня есть дома полное издание энциклопедии Брокгауза и Эфрона, 29 томов. И там в статье о браке говорится: в связи с падением нравов увеличилось число разводов в России и достигло 2%. А сейчас сколько у нас? Из трех браков два развода. А в отношении абортов – люди понимали, что с момента зачатия это уже человек. И вот смотрите, какая хитрость внутренняя происходит. Замена слов, словам дать другое значение. Мне показали фильм, который я не смог досмотреть. Снят аборт, на УЗИ, преобразованный в изображение. И вот этот скребок, и этот человечек… У него все человеческое уже – головка, ручки, ножки… И он бегает от этого скребка… Это бессовестное убийство. Когда убивают взрослого человека, он может сопротивляться. Когда убивают ребенка, он может кричать. А нерожденный и кричать не может, поэтому фильм и называется «Безмолвный крик». И вот этот ужас все время пытаются чем-то оправдать. У нас есть великолепный центр «Жизнь» в Москве, который возглавляет протоиерей Максим Обухов. Там есть православные гинекологи. И потом люди приходят, благодарят, что их убедили, что надо рожать. Я знаю одну семью священническую. Там матушка старше своего мужа на 15 лет. Она родила четырех «кесариков». По медицинским показаниям необходимо было аборт сделать… Говорят, что в уголовном кодексе это не считается убийством, но это все равно убийство. И в подавляющем большинстве случаев врачи перестраховываются: проще сказать «сделай аборт», чем лечить.

То есть вы за многодетные семьи? Но многие могут сказать: как монах может что-то здесь советовать, если он смотрит на это отвлеченно, а не практически?

Я до того как стать монахом, был семейным человеком, и имею счастье, что у моей дочери семеро детей. Жалуются на материальное положение. Я вам могу рассказать одну историю очень интересную. Я в свое время много помогал дочери, потому что некому было помочь. И она говорит: «Папа, съезди в муниципалитет, там какие-то подарки, что-то еще дают многодетным». У нее пять детей тогда было. И вот приезжаю туда, а там две сотрудницы. Одна говорит: «Ох, эти многодетные семьи, грязные, немытые, ужас какой-то!» Я тут же встал, подхожу и говорю: «Напишите адреса этих семей. Мы сейчас же подъедем, приберемся. Детям привезем одежду. Не обещаю, что новую, но в хорошем состоянии. Разберемся в ситуации – м.б. помочь устроить на работу кого-то нужно». А это Тушино. Она говорит: «Ну, у нас нет таких». Я говорю: «Верно. У вас таких нет. Но у вас есть многодетные семьи, родители в которых все являются прихожанами Преображенского храма в Тушино». Они говорят: «Да». И я им сказал: «Многодетные те семьи, в которых любят детей». И потом по опыту скажу: я знаю много многодетных семей, все живут очень прилично. У моей дочки в 1993 году первый ребенок родился. Помните, какие это были времена? Мы ели одни макароны, а я был только диакон в то время. Это не зарплаты, ни треб, ничего. Только что накопилось, когда я получал какую-то зарплату в миру. И все равно – все чистенькие, одетые, милые дети. Бог дает детей, дает и на детей.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

1917-2017: Уроки столетия 1917-2017: Уроки столетия

25–27 января в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла про...

«Сорок сороков: Мостик между человеком и храмом «Сорок сороков: Мостик между человеком и храмом

Православные активисты движения «Сорок сороков» планируют 1 июня организовать крестный ход в Москвев...

Игры, геймификация и духовность Игры, геймификация и духовность

26 января в рамках направления «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами...

В Москве пройдут юбилейные Рождественские образовательные чтения В Москве пройдут юбилейные Рождественские образовательные чтения

23 января ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная открытию XXV юбилейных Международных Рождест...