Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Стефано Вальдегамбери: Рождество – для всех! И вот почему

Поздравляю всех с Рождеством и предлагаю поразмышлять над ним всем вместе. Надеюсь, мои мысли помогут лучше проникнуть в суть и значение христианской культуры: быть мирянами, неверующими – не означает быть лишенными исторической идентичности.  Фраза «Счастливого Рождества» имеет смысл для всех.

Учителя, которые не могут отличить христианскую культуру от христианской конфессии, должны, по моему мнению, оставить свою преподавательскую деятельность, потому что им она не подходит. Хватит ослов за кафедрой. Учителя-глупцы не делают рождественский вертеп, меняют тексты рождественских песенок или публично не помнят Рождество, чтобы не обидеть тех, кто исповедует другие религии или считает себя атеистом. Многие мои друзья-мусульмане и не только встревожены подобной тенденцией в Европе. Они задаются вопросом: существует ли наша культура и традиции, и если да, то почему мы должны отказаться от этого? Тот, кто принимает такие поведенческие решения, не достоин прикрытия ролью учителя, потому что это означает, что он не понимает разницы между христианской религией и христианской культурой.

Вся наша повседневная жизнь пропитана христианской культурой: от имен, календаря, который отсчитывает время, до наших идей. Воскресенье называется так, потому что это “dies dominica”, день, посвященный Доминусу, то есть Господу. Рождество напоминает о рождении человека, Бога для христиан, который своим посланием радикально изменил историю человечества и понимание того, кем мы являемся сегодня. Иисус, которого мы вспоминаем на Рождество, был настоящим революционером, не в том смысле, в каком мы привыкли, а революционером человеческого сердца: его послание было потрясающим, когда он сказал: “Любите своих врагов“. Абсурдная вещь, немыслимая до тех пор.

Он был освободителем прежде всего женщин – людям, которые хотели побить камнями проститутку, пойманную с поличным, он сказал: “Кто без греха, пусть первый бросит камень”. Он научил нас не судить по внешности и не думать только о ней, и что закон – для человека, а не человек для закона.  Его послание любви придало достоинство человеческому роду больше, чем что-либо другое, преодолев закон мести “око за око, зуб за зуб”.

Наши культура, искусство, архитектура, музыка пропитаны христианством: должны ли мы в таком случае стереть Данте Алигьери, который написал великую “Божественную комедию”? Или Алессандро Мандзони, который в своем романе “Обрученные” говорит о божественном провидении в истории? Или мы должны забыть Джотто, Микеланджело, Рафаэля?..

Я считаю, что без “христианского импринтинга” в нашей истории не было бы даже эпохи Просвещения, которое так противопоставляло себя христианской культуре, но чьи принципы равенства, братства и свободы (которые лежат в основе наших Конституций) были разработаны благодаря историческому процессу, который утвердил их человеческими универсальными ценностями, лишив их религиозного налета: ценностей, которых, однако, не было бы, если бы не было христианства. Мы все – дети иудео-христианской мысли. Без христианства не было бы даже понятия «личность». Концепция индивидуальной личности (т. е. обладающий ценностью) имеет христианское происхождение, она была разработана после 1500 года, а затем определена в политическом смысле как либеральный конституционализм. Личность обладает достоинством как таковая, а не поглощенная государством, как того хотят правые идеологии, левые или дохристианская доминирующая мысль.

Я призываю современных учителей-невежд, взошедших на кафедру, прочитать одно эссе атеистического мыслителя Бенедетто Кроче, написанное в 1942 году «Почему мы не можем не называть себя «христианами». Автор утверждает, что христианство совершило революцию «в центре души, в нравственном сознании, и, подчеркивая сокровенное и собственное сознание, почти казалось, что оно приобрело новую добродетель, новое духовное качество, которого до этого не хватало человечеству», которое нельзя не назвать «христианским». «Люди, герои, гении», жившие до прихода христианства, «совершали удивительные, прекрасные дела и передали нам очень богатую сокровищницу форм, мыслей, переживаний», но во всех них не хватало той ценности, которая сегодня присутствует во всех нас и которую только христианство дало человеку.

И это совсем не значит быть верующими. Даже самый светский из мирян не сможет отрицать, что, согласно Кроче: «христианство было величайшей революцией, которую когда-либо совершало человечество…». «И революции и открытия, которые последовали  уже в Новое время,… затронули всего человека, саму душу человека»: их «невозможно помыслить без христианской революции… потому что их первоначальным импульсом она была и остается». Дорогие учителя, если вы не осознали этого, покиньте свой пост, потому что вы не поняли, что такое культура, которую вы должны передавать нашим детям.

Всем Счастливого Рождества!
Стефано Вальдегамбери специально для “Национального контроля”

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *