Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кино о российских героях, спасших общество в “святые” 90-е

В открытый доступ выложили художественный фильм о журналистах и милиционерах Тольятти, погибших в начале нулевых и оставивших неизгладимый след в истории России.

Название картины «Тачка цвета крови. Время перемен /притча/» отсылает зрителя к далекому 1994 году, когда молодой журналист Валерий Иванов под псевдонимом Гамлет Оганесьянц в самарской газете «Будни» начал публиковать цикл скандальных статей о сращивании государства и криминала под общим названием «Тачка цвета крови».

История российской журналистики, потерявшей за «лихие» 90-е много своих лучших представителей, тесно переплелась в кино с историей постсоветского периода в жизни МВД РФ, который также забрал много настоящих милиционеров, не желавших мириться с несправедливостью и до последней капли крови защищавших закон и порядок.

Кадр из х/ф “Тачка цвета крови. Время перемен /притча/”, 2022 г.

В фильме-притче показана связь судьбы главного редактора Валерия Иванова и легендарного майора уголовного розыска Дмитрия Огородникова. Особой гордостью создателей фильма стала «кристальная чистота» киноработы, лишенная грязных подробностей криминальных связей российских нуворишей, оккупировавших АвтоВАЗ, штампов набивших оскомину фильмов о «ментовской беспределе». Кино заявлено в категории «12+», чтобы современные подростки смогли познакомиться с драматическими перипетиями жизненных линий обычных гражданских героев, для которых чувство долга и стремление к справедливости стало движущей силой их поступков. 

Кадр из х/ф “Тачка цвета крови. Время перемен /притча/”, 2022 г.

На творческой встрече со зрителями, организованной тольяттинским кинотеатром на премьере фильма в сентября 2023 года, создатели  сравнили коррумпированную Россию 90-х с ядерным реактором Чернобыля, а журналистов и милиционеров, работавших в Тольятти, с операторами Чернобыльской АЭС, которые продолжали снимать показания уже после совершившейся аварии. По мнению авторов сценария, тольяттинские герои так же, как и операторы на АЭС, вопреки инстинкту самосохранения продолжали фиксировать процессы коррупционного реактора, созданного на базе АвтоВАЗа, снимали показания, описывали механику проходивших изменений в российском обществе, в котором ценность человеческой жизни уступала ценности барышей, развитие автозавода уступало “схематозам” личного обогащения, государственное управление сменилось глобальным дерибаном. 

Настоятель Тольяттинской епархии Нестор на премере фильма в Тольятти

Фильм снимался на собственные средства авторов фильма, а также на немногочисленные донаты тольяттинских предпринимателей. По словам создателей, поскольку тема 90-х в Самарской области, а особенно в Тольятти, табуирована, мэрия автограда стремилась не замечать съемки в городе. А представители департамента внешних связей и вовсе отказывались верить, что кино выйдет без смакования криминальной «грязи». К слову сказать, после осенних съемок «Тачки цвета крови» в 2021 году, в город приехала московская съемочная группа, снимавшая сериал о 90-х «Лада голд», наполненный кровавыми сценами, продажными милиционерами, кровью и «грязью». И тольяттинские власти съемки этого сериала поддержали.

Любопытно, что в картине о Тольятти авторы подчеркнули итальянский флер в истории города. Первая сцена фильма сыграна итальянскими актерами, а через все повествование ведется линия «Божественной комедии» Данте Алигьери. Главные герои фильма сравниваются с героем Данте, а сравнение это подчеркивается первыми строками «Божественной комедии»: «Земную жизнь дойти до середины, я очутился в сумрачном лесу». Наверное, имеется в виду, что Тольятти 90-х – это сумрачный лес, а все прототипы героев фильма погибли в возрасте 30 с лишним лет.

Так или иначе, региональный проект, созданный без поддержки министерства культуры и «Фонда кино», состоялся, а в новогодние каникулы 2024 года вышел в свет.

В саундтрек фильма попали песни рок-коллектива «Tokay», группы «Любэ», оперной певицы Марины Безбородовой, джазовой певицы Алены агаровой, композиции оркестра под управлением дирижера Фабио Мастранджело. Главные роли в фильме сыграли актеры Севастопольского драматического театра Черноморского флота  и тольяттинских драматических театров. 

Российская киноиндустрия, сконцентрированная исключительно в Москве, может похвастаться только якутскими кинематографистами, построившими в республике «конвейер грез». Можно ли назвать фильм «Тачка цвета крови» самарским кинопрорывом, покажет время. Но то, что России кровь из носа нужно отстраивать индустрию регионального кино, это очевидно. Кино может стать эффективным инструментом в создании образа будущего для развития общества. КиноМосква, рождающая «Беспринципных», «Эскортниц» и прочее смакование маньяков и крови, до строительства образа будущего пока не дошла. Надежда только на творческий глубинный народ России.

Генрих Петров, специально для “Национального контроля”

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *