Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Павел Семин: Культура – единственная возможность оставаться людьми 

Последнее обновление на 25/04/2024

Есть очень хорошее определение слова «культура». Древние греки под этим словом понимали процесс возделывания. Вот уж действительно, культура – возделывание человеческой души, ухаживание за ее здоровьем, наполнением и перспективой развития.

Павел Семин, вице-президент БФ “Народное единство”

Россия в этом плане – культурная страна. Я уверен! Именно поэтому существуют понятия «русская культура», «русское искусство», «русский балет», «русская проза» и так далее. Мы много думаем, многое пытаемся найти в себе, у нас слишком много вопросов к нам самим, на которые мы пока не получил от себя же ответы, вечно сомневаемся, вечно рассуждаем, взвешиваем…

В начале ХХ века один умный человек в письме к другому умного человеку написал, что «…важнейшим из искусств для нас является кино». И, видимо, так оно и есть. Ведь все знают цитаты из великих советских фильмов типа «Командовать парадом буду я!» («12 стульев»), но немногие вспомнят мудрые цитаты из книг, например такую: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» («Братья Карамазовы»). Именно кинематограф дарит и удовольствие от получения новой информации, и зрелище, и напряжение и катарсис. Да и в воспитательном процессе – детям покажешь фильм – в голове у них что-то останется в виде образов, эмоций и ощущений, а книгу еще нужно научить правильно читать. 

х/ф “Конец Санкт-Петербурга” (1927), режиссер Всеволод Пудовкин

Но кинофильм кинофильму рознь. Можно долго восхищаться обзорами Евгения Боженова на коммерческие «шедевры» о патриотизме, в которых неожиданно оказывается, что Зоя Космодемьянская воевала с фашистами за булочку и трамвайчик, но послевкусием от просмотра все равно останется горечь – и от потраченных впустую государственных средств, и от недостигнутого результата, а иногда –  вредности итогового продукта.

Наверное, наивно ждать от богемных столичных режиссеров фильмов, в которых по-настоящему раскроется русская душа. А после начала СВО, когда России коллективный Запад бросил экзистенциальный вызов «или пан, или пропал», нашей молодежи сейчас как никогда нужны фильмы, раскрывающие суть русского духа, русской души и, если хотите, русской мечты. Ждать подобного от либеральных режиссеров бессмысленно, для них, мозгами живущих на Западе, всё, что в положительном свете о России, – пошло и скучно. Когда-то великий Андрей Тарковский так сказал про коммерческое кино:

"Нужно бороться с коммерческим кино. Нужно сопротивляться ему. Это делают кинематографисты, которых мы называем авторами. Они не делают попытки понравиться зрителю".

Лучше не скажешь!

Как бы «ненародные» режиссеры ни старались, их кинопродукты транслируют либо стыд, либо ненависть, либо нелюбовь ко всему русскому. Для думающих людей эти либеральные «левиафаны» после 24 февраля 2022 года тотально контрастируют с настроениями в обществе.

Классическое представление о России у прозападных режиссеров. Кадр из х/ф “Левиафан”
Статистика

В России производится ежегодно примерно 100-120 фильмов для проката, примерно 120-150 телевизионных художественных фильмов и мини-сериалов (до 4 серий), от 150 до 200 названий сериалов (от 5 серий и более). 

Согласно отчетам исследовательских компаний, кинотеатры в России посещают около 20-25 миллионов человек в год, в то время как доля зрителей онлайн-киноплатформ растет с каждым годом и составляет уже более 20% от общего числа кинозрителей.

В нулевые годы политологи ввели термин «глубинный народ». Имелось в виду, что кроме тех, кто согласно своих обязанностей это делает, Россией управляют сообщества пассионариев, по своему отношению к стране и по своим внутренним патриотическим стремлениям являющиеся некими заказчиками эффективных решений всех ветвей власти, которые должны соответствовать только одному критерию – преследование национальных интересов. 

По моему глубокому убеждению, будущее российского кинематографа – за региональными «глубинными» киностудиями, пока еще даже не умеющими правильно оформлять хитрые заявки на получение финансовой поддержки в министерстве культуры. Эти региональные студии последние 5-7 лет создают собственный почерк, собирают актеров-единомышленников, постигают технические премудрости современного кинопроцесса. 

х/ф “его дочь” (2016), режиссер Татьяна Эверстова

Это региональное кино сталкивается с рядом проблем, которые влияют на его качество и доступность для зрителей:

1. Финансирование. Одной из главных проблем современного кино является недостаточное финансирование. Многие кинопроекты не получают достаточной поддержки для создания качественного продукта, что приводит к снижению качества фильмов и ограничению их распространения.

2. Контент. Многие фильмы копируют друг друга, что приводит к снижению интереса зрителей и уменьшению прибыли для кинопроизводителей.

3. Распространение. Доступность фильмов для зрителей также является проблемой современного кино. Многие фильмы не получают широкого распространения и остаются незамеченными для большинства зрителей.

4. Технологии. Быстрое развитие технологий также оказывает влияние на современное кино. Некоторые зрители предпочитают смотреть фильмы онлайн, что может привести к снижению спроса на кинотеатры и повышению требований к качеству фильмов.

5. Критика. Критика также является проблемой современного кино. Многие фильмы получают негативные отзывы от критиков, что может привести к снижению интереса зрителей.

х/ф “Солнцепек” (2021), режиссеры Максим Бриус, Михаил Вассербаум

Проблем и правда много. Государство медленно, с осторожностью поворачивается в сторону российских кинематографистов. Региональные режиссеры и драматурги только-только начинают постигать тонкости государственного финансирования кинопроизводства. Кому-то везет – находятся меценаты, вкладывающие свои средства в небольшие (по московским меркам) бюджеты. Процесс только начался. Придать ускорения ему может только замотивированность чиновников из минкульта по-честному найти новых Эйзенштейнов и Шукшиных, чтобы дать им возможность создавать киношедевры. Объективно, пока этой заинтересованности минкульт не демонстрирует. На все нужно время.

х/ф “Тачка цвета крови. Время перемен /притча/” (2022), режиссер Мокей Русинов

В качестве примера правильного регионального кино, советую посмотреть картину «Тачка цвета крови. Время перемен /притча/», посвященную журналистам и милиционерам из Самарской области, которые смогли сохранить государственность в отдельно взятом регионе (конечно, ценой собственных жизней). Это вдумчивое и искреннее кино об обычных героях нашего времени, менявших мир каждый рабочий день, которые могли бы стать примерами для наших подростков. В фильме с бюджетом 7,5 млн рублей, трогающем до глубины души, снимаются неизвестные широкому зрителю актеры, свежие лица, без которых невозможно развитие кинематографа, и, что еще важнее, – всей российской культуры. Недаром идею современных журналистов о создании этого фильма поддержала Общественная палата РФ, Союз женщин России и Союз журналистов России.

Павел Семин, вице-президент БФ “Народное единство”, специально для “Национального контроля”

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *